В условиях пандемии коронавирусной инфекции у покупателей квартир изменились предпочтения.
Многие из этих трендов были важны и раньше, но из-за пандемии COVID-19 они стали актуальнее для покупателей квартир в новостройках. Рассказываем о том, как меняется спрос на первичном рынке столичного жилья, будут ли эти тенденции долгосрочными и как реагируют на вызовы девелоперы и архитекторы.
Мнения экспертов
В конце мая редакция «РБК Недвижимости» совместно с Ассоциацией профессионалов рынка недвижимости REPA провела опрос среди игроков рынка недвижимости об изменениях спроса из-за пандемии. Больше половины участников опроса (65%) отметили смену предпочтений покупателей: чаще всего покупатели хотят видеть в своей будущей квартире балкон и отдельную комнату или зону, которую можно использовать как кабинет. По оценке участников опроса, сейчас растёт запрос на более просторные гостиные и кухни, а площадь спален уменьшается: для покупателей становится более важным функциональное зонирование жилья при сохранении его общей площади. В связи с пандемией одним из главных трендов стала шаговая доступность парков и скверов, а также благоустроенные дворы, считает заместитель министра строительства и ЖКХ России Максим Егоров.
Глоток свежего воздуха
Балконы и лоджии, которые часто использовались в качестве кладовых, вернули свою первоначальную функцию — пространство на открытом воздухе. Сегодня на первичном рынке Москвы балконы есть далеко не в каждом проекте.
На них всегда был высокий спрос среди консервативных покупателей, а в условиях пандемии они стали более востребованы.
В условиях самоизоляции многие оценили возможность обустроить в летнем помещении дополнительное рабочее место и выйти на свежий воздух. Около 60% покупателей консервативны и наличие такого помещения является для них большим плюсом.
Акцент на общественных пространствах
Общественные пространства, обустроенные дворы с детскими и спортивными площадками уже давно стали трендом и обязательной характеристикой комфортной городской среды в качественных жилых проектах. Ограничение передвижений, переход на удалённую работу заставили более тщательно отбирать проекты в плане инфраструктуры и наличия благоустроенных пространств с различными функциями рядом с домом. По словам девелоперов, они всегда были критерием, повышающим привлекательность проекта. Здесь речь идёт о набережных, площадях, фонтанах, парках, необычных игровых или спортивных площадках.
При этом многие готовые общественные пространства, заложенные архитекторами ещё на этапе проектирования, оказались незадействованными. Библиотеки, детские, игровые зоны простаивали без дела, и, скорее всего, эта тенденция не изменится. Появился спрос на переоборудование таких помещений в жилых комплексах под мини-офисы или небольшие бизнес-пространства.
Ответом девелоперов на запрос покупателей стали новые проекты с использованием формата лайфворкинга. Конечно, они будут значительно отличаться от традиционных коворкингов как минимум по метражу. Но это будут самостоятельные рабочие зоны, которые проще контролировать и где будет легче соблюдать нормы и требования эпидемиологической безопасности.
На фоне пандемии уже складывается тренд на то, чтобы жилые комплексы становились универсальными пространствами с гибридным функционалом, позволяющим видоизменять среду в соответствии с новыми потребностями. Импульс к развитию получают общественные пространства, позволяющие объединить сразу несколько элементов социальной инфраструктуры, например коворкинг, образовательный центр, студию для занятий йогой, спортивный зал, салон красоты. В своих новых жилых проектах мы закладываем площади под этот функционал.
Где работать дома
Пока покупатели в массовом сегменте жилья (эконом- и комфорт-класса) не смотрят на покупку квартиры с отдельным кабинетом, но определённым трендом при выборе квартиры во время пандемии стала возможность её зонирования
В настоящее время наибольшим спросом пользуются квартиры с европланировкой, где кухня совмещена с гостиной. Такое решение позволяет разделить жильё на максимальное количество функциональных зон. В нынешней экономической ситуации люди не готовы платить за лишние и нефункциональные метры в квартире и стали больше ценить адаптивность жилых помещений и лёгкость их трансформации под разные задачи членов семьи.
Для людей пандемия стала переломным моментом с психологической точки зрения. Они оказались запертыми в студиях или малогабаритных квартирах, не позволяющих изменить планировку и организовать каждому члену семьи собственное пространство. Если до пандемии значение этому никто не придавал, так как члены семьи проводили значительную часть времени вне дома, то выход на удалёнку показал, что это серьёзная проблема. Поэтому в основном сейчас растёт спрос на гибкость планировочных решений. Например, если комната — футляр с одним окном, то с этим ничего не сделаешь. Если же комната — это квадрат с тремя-четырьмя окнами, то уже появляется возможность для создания функционального пространства.
Все эти изменения в жизни людей заставят их более осознанно подходить к выбору жилья: при меньшей площади будут искать более функциональные помещения, больше внимания будет уделяться планировкам небольших квартир. Количество окон в квартире, глубина и ширина пространства станут намного важнее метража, поскольку такие квартиры позволяют осознанно подходить к планированию и создавать отдельные функциональные зоны.
Смещение спроса в более дешевые зоны
Пандемия, удалённая работа и ограничительные меры, связанные с распространением коронавирусной инфекции, повлияли на уклад жизни людей. Сильнее на себе их ощутили жители городов, оказавшиеся невольными узниками своих квадратных метров. «Многие впервые попробовали жить за городом, и многим это понравилось. В условиях удалённой работы люди рассматривают переезд в частный сектор, а порой и задумываются о смене климатического пояса в сторону более тёплой полосы. Таунхаусы с возможностью выхода на собственный, хоть и небольшой участок снова актуальны
Как девелоперы реагируют на изменения спроса
Девелоперы и архитекторы уже планируют новые проекты с учётом изменившихся предпочтений.
Общественные и детские площадки, придомовые территории новых жилых комплексов «Алые паруса» и «Ломоносов» строительной компании АНК, спроектированы согласно последним требованиям покупателей и трендам сообществ.

Не останутся в стороне и дизайнеры интерьеров, мебели и бытовой техники: интерьеры в целом эволюционируют в сторону мобильности, универсальности, минимализма и функционализма. Под влиянием глобальных трендов начал меняться сам быт жителей крупных городов.